Как создать несколько учетных записей пользователей на одном ПК
На сегодняшний день уже многие семьи имеют ПК. При
этом компьютер обычно один, а работать на нем хотят все члены семьи – и дети, и
родители, и даже бабушки и дедушки.
При этом дети чаще всего хотят играть и общаться через
интернет, а родителям зачастую нужна стабильная работа ПК и сохранность своих
данных. Поэтому возникает необходимость настроить ПК на работу нескольких
пользователей.
Цель такой настройки: разделение доступа
пользователей к файлам, папкам, программам.
Пользователей я упрощенно разделю на родителей и
детей.
В зависимости от важности и типа данных, с которыми
работают пользователи, я выделю такие способы достижения поставленной цели:
1. Установка нескольких операционных
систем.
Такой способ лучше использовать при очень большой
важности и сложности данных, например, при работе с базами данных на основе MS
SQL Server или Oracle.
Разные ОС устанавливаются на разные диски (разделы
дисков), настраиваются пользователи в этих ОС, пользователи при запуске ПК
выбирают каждый свою ОС.
2. Использование дополнительных
программ.
В этом случае на ПК установлена одна ОС, дополнительно
устанавливается ПО для сокрытия данных.
Примеры такого ПО: BestCrypt,
Hide Folders, Folder Lock, Kaspersky KryptoStorage, 1 Click & Lock.
В результате доступ к папкам и файлам
можно ограничить паролем, однако при сбое в шифрующей программе или потере
пароля есть возможность безвозвратно потерять данные. Большинство из этих
программ – платные.
3. Использование виртуальных машин.
Виртуальная машина –
это специальная программа, которая создает «ПК внутри ПК».
Пользователь имеет возможность настроить несколько ОС
(виртуальных машин) для работы.
Такой способ требует достаточно мощного ПК, т.к.
виртуальные машины используют действительные ресурсы – процессор, память,
жесткий диск; пользователь получает одновременно две и более одновременно
работающих ОС.
Файлы виртуальной машины на действительной ОС
представляют собой один файл, и без запуска виртуальной машины доступ к ним
получить нельзя.
4. Настройка нескольких пользователей на
одной ОС.
В таком варианте в ОС настраивается несколько
пользователей, затем пользователям раздаются разные права, при запуске ОС
выбирается нужный пользователь.
Первый способ требует глубоких системных знаний про
ОС, второй достаточно рискован, третий требует мощный ПК (который не у каждого
есть), четвертый – самый простой для большинства пользователей.
В этой статье я расскажу, как настроить операционную
систему Windows
XP Pro для работы нескольких пользователей.
В операционных системах семейства Windows, начиная с NT, есть
понятие «учетная
запись».
Учетная запись предназначена
для идентификации пользователя и определения его прав в ОС.
Когда пользователь один, то обычно при запуске ОС
виден экран приветствия, а затем сразу появляется рабочий стол. Пользователь
при этом имеет все права в ОС. В таком случае пользователь заходит в ОС под
встроенной учетной записьюадминистратора.
Для настройки нескольких пользователей необходимо
создать несколько учетных записей. Для этого надо запустить консоль «Управление компьютером».
Также пользователей можно настраивать через утилиту «Учетные записи пользователей», которая запускается из Панели управления, но я
считаю, что консоль «Управление
компьютером» имеет больше возможностей в настройке.
Запуск консоли можно сделать так: щелкнуть правой
кнопкой мыши по значку «Мой
компьютер» и выбрать в появившемся меню пункт «Управление компьютером» или через «Пуск» - «Настройка» - «Панель управления» -
«Администрирование» - «Управление компьютером».
Раскрываем в левом окне ветку «Локальные пользователи и
группы» (ветка «Служебные программы» обычно
раскрыта) и выбираем папку «Пользователи», как показано на картинке ниже:
Теперь в правом окне видны учетные записи
пользователей ОС. В данном примере учетных записей 5 штук. По двойному клику по
учетной записи открывается окно свойств. На следующей картинке показано окно свойств учетной
записи «Гость». Учетная запись «Гость» предназначена в основном для обеспечения минимального
доступа к ресурсам ПК по сети. Записи «SUPPORT» и «HelpAssistant» предназначены для работы служб справки и поддержки. Запись «ASPNET» предназначена для работы некоторых системных программ. Запись «Admin» - это встроенная учетная запись администратора, обычно
после установки ОС, пользователь загружается под ней. В зависимости от версии
(сборки) ОС эта запись может также называться «Administrator» или «Администратор». На закладке «Общие» можно указать полное имя и
описание учетной записи, а также настроить некоторые свойства пароля учетной
записи. Я приведу упрощенное описание и назначение этих
свойств. Потребовать смену пользователя при
следующем входе в систему. Если эта галочка установлена, то при следующем входе в
систему ОС попросит пользователя сменить пароль. Это свойство предполагается применять следующим
образом: системный администратор создает новую учетную запись с каким-нибудь
стандартным простым паролем, например «12345». Затем пользователь при входе в
ОС под этой новой учетной записью меняет пароль на свой собственный. В результате должно получиться, что пароль
пользователя знает только сам пользователь, при этом рекомендуется использовать
пароль не меньше 6-8 символов, содержащий буквы в верхнем и нижнем регистре,
цифры, спецсимволы. Это свойство рассчитано на сознательных пользователей,
которые понимают важность защиты информации и стараются обеспечивать высокий
уровень безопасности. Запретить смену пароля пользователем. Эта галочка при установке запрещает пользователю
самостоятельно менять пароль. Эта свойство надо использовать, если пользователи
несознательные и хотят изменить сложный пароль, выданный системным
администратором, на простой пароль. Срок действия пароля не ограничен. Если эта галочка не установлена, то пользователю
периодически надо менять пароль. Срок действия пароля по умолчанию, если не
ошибаюсь – 42 дня. Если срок действия пароля истек, то запись блокируется. Отключить учетную запись. Эта галочка нужна при отключении учетной записи.
Запись остается в ОС, но не работает. Это используется, например, когда
пользователь уходит в отпуск, его запись отключается, и никто не сможет войти в
ОС от имени этого пользователя, а после выхода на работу снова включается. В моем примере отключены записи «Гость», «SUPPORT» и «HelpAssistant». В списке учетных записей они отмечены красным
кружком с крестиком. Заблокировать учетную запись. Эта галочка нужна для разблокирования записи.
Пользователь ее может только убирать. Если учетная запись заблокирована по
каким-либо причинам, то в этом поле появляется галочка, и для разблокирования
записи ее надо снять. Аналогичное описание полей этого окна можно почитать
через встроенную подсказку. Для этого надо нажать значок «Вопросительный знак»
в правом верхнем углу окна, курсор изменит вид на подсказывающий, затем
подвести курсор к нужному полю и нажать еще раз. Должно появиться окно подсказки
с описанием объекта. Создание новой учетной записи. Для этого надо в окне «Управление компьютером» выбрать ветку«Пользователи»,
затем в меню выбрать «Действие»
- «Новый пользователь», как показано на картинке ниже. _____________________________________________________________________________________
Если обнаружится, что компьютер использует всю память без остатка, можно увеличить объем виртуальной памяти. В Windows виртуальная память сосредотачивается в файле подкачки, или, если быть более точным, в файле с именем pagefile.sys. В операционной системе имеется возможность изменять настройки этой памяти. Если используется Windows XP, откройте Панель управления, окно Система, после чего выберите вкладку Дополнительно. В разделе Быстродействие нажмите кнопку Параметры. Затем в окне Параметры быстродействия выберите вкладку Дополнительно. В разделе Виртуальная память указывается Общий объем файла подкачки на всех дисках – объем виртуальной памяти, доступной в данное время. Для изменения настроек виртуальной памяти нажмите кнопку Изменить.
В приведенном выше случае в системе на момент ее запуска имеется 2046 Мбайт виртуальной памяти (начальный объем), который может быть расширен максимум до 4096 Мбайт. Существует три варианта настройки виртуальной памяти. Проще всего выбрать Размер по выбору системы и предоставить возможность ОС Windows самой управлять объемом виртуальной памяти. Можно выбрать Особый размер, после чего ввести исходный и максимальный размер. Рекомендуется как первое, так и второе значение установить в 1,5 или 2 раза большим объема физической оперативной памяти. Так, при объеме оперативной памяти 2 Гбайт исходный размер файла подкачки можно установить равным 3072 Мбайт, а максимальный размер – равным 4096 Мбайт. (Напоминаем, что 1024 Мбайт равно одному гигабайту). Третий вариант предусматривает выбор возможности Без файла подкачки. Такой вариант можно выбирать только в том случае, когда имеется большой объем оперативной памяти и вы уверены, что виртуальная память никогда не понадобится.
Таким же образом можно настроить файл подкачки в ОС Vista. Однако в Vista есть даже лучший способ увеличения объема виртуальной памяти. В Vista имеется новая технология, называемая ReadyBoost, в которой для повышения производительности системы применяется флэш-память. К тому же ее легко использовать. Достаточно подключить к разъему USB 2.0 машины флэш-память. При этом появится всплывающее окно, свидетельствующее о том, что Vista обнаружила подключение к системе съемного диска. Выберите вариант Ускорить работу системы. Когда откроется страница настройки ReadyBoost, выберите вариант Использовать это устройство. Ползунком выберите объем памяти, который собираетесь использовать. Более подробно об этом читайте в статье, посвященной технологии Vista ReadyBoost.